Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в XVIII веке. В XIX веке появился термин «культурология». Окончательно название науки было закреплено американским ученым Уайтом в 1947 году.
Тема данной работы – «Культурология как научная дисциплина». Актуальность темы бесспорна, т.к. культурология рассматривает и обобщает важные научные категории. В целом культурология занимается изучением культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей культурологии как научной дисциплины.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «культурология»;
2) проанализировать основные функции и методы культурологии;
3) рассмотреть школы, направления и теории культурологии;
4) сделать выводы.
Для достижения цели и решения поставленных задач данной работе применяются разнообразные методы исследования, способствующие достижению поставленной цели такие, как наблюдение, анализ, сравнение, дедукция и др.
1. Культурология как наука: основные разделы, функции, методы
Под культурологией понимают науку, изучающую культуру, наиболее общие закономерности ее развития [1].
Основные задачи культурологии:
1) осмысление культуры как целостного явления;
2) определение наиболее общих законов функционирования культуры;
3) анализ феномена культуры как системы.
Предмет культурологии – это объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Рисунок 1. Направления культурологии
Необходимо понимать, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия различных сторон человеческого общества.
На теоретическом уровне культурологию можно разделить на четыре направления (см. рис. 1) [3].
По отношению к обществу культура как целостное явление выполняет ряд функций (см. рис. 2).
Рисунок 2. Функции культуры
1) Адаптационная функция. Культура позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Большая часть культурных традиций имеет рациональную базу, связанную с каким-то полезным приспособительным эффектом.
2) Преобразующая функция. Человеку внутренне свойственно стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.
3) Защитная функция. Культуры позволяет поддерживать определенное сбалансированное отношение человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности всегда влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая защита и т. д.).
4) Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения.
5) Познавательная функция. Любая культура формирует собственную картину мира, изучает, исследует человеческую душу, общество и мир.
6) Информационная функция. Культура занимается накоплением, хранением и систематизацией информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
7) Нормативная функция. Любая культура содержит нормы поведения, поддерживающие порядок в обществе, регулирующие поведение людей и социальных групп.
8) Гуманистическая функция. Культуры напрямую оказывает влияние на формирование нравственного облика личности.
9) Ценностная функция. Культура формирует ценности, идеалы, культурные нормы.
10) Семиотическая (знаковая) функция. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею.
11) Интегративная функция. Культура объединяет народы, социальные группы, государства.
12) Функция социализации. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции [4].
Исходя из основных функций культуры, в культурологии применяются различные методы изучения культуры (см. табл. 1) [1].
Таблица 1
Методы культурологии
Метод культурологии Характеристика метода
Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять общее и особенное в исторических явлениях, познавать различные исторические ступени развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений и т.д.
Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними
Семиотический метод рассматривает культуру как знаковую систему
Типологический метод позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для их полного изучения и сравнения
Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания
Синхронистический метод исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон
Психологический метод позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий
Биографический метод представляет собой анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей своего времени
Метод моделирования предполагает создание модели определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты
2. Школы, направления и теории в культурологии
В культурологии имеется достаточно значительное количество разнообразных школ, течений и концепций.
Общественно-историческая, натуралистическая, социологическая, символическая – это самые крупные культурологические школы (см. рис. 3) [3].
Рисунок 3. Основные культурологические школы
Концепция общественно-исторической школы берет начало работах Канта и Гегеля. Ее наиболее яркими представителями являются О. Шпенглер, А. Тойнби и Н.Я. Данилевский.
Натуралистическая школы стремится проанализировать в первую очередь биологическую обусловленность культуры. Представители данной школы – это психологи, медики и биологи, в частности З. Фрейд и К. Юнг.
З. Фрейд, основоположник психоанализа, утверждал, что культура и искусство являются результатом превращения («сублимации») психобиологической (особенно сексуальной) энергии человека («либидо») в духовные и материальные культурные ценности [4].
К. Юнг в свою очередь развивает теорию «коллективного бессознательного». С его точки зрения, культура есть «отражение опыта прежних поколений, который был запечатлен в структурах мозга. Его содержание составляют архетипы — прообразы. Их динамика лежит в основе народного творчества, сновидений, мифов и т.д.» [4].
На базе содержания натуралистической школы Б.К. Малиновский создает функциональную теорию культуры выдвигает ее основные постулаты:
- во-первых, каждая культура – это целостность (как следствие функционального единства общества);
- во-вторых, каждое общество, тип цивилизации, обычай, обряд имеют конкретную функцию, жизненно важную для культуры;
- в-третьих, элемент культуры абсолютно незаменим в целях сохранения ее целостности.
По мнению Б.К. Малиновского, одной из основных задач культуры является развитие и передача потомкам вторичных потребностей людей (именно духовных).
Социологическая школа – это третья крупная школа культурологии. Ее представители – Т. Элиот, П.А. Сорокин Т. Парсонс. По их мнению, истоки и объяснение культуры необходимо искать в общественной (социальной) природе человека.
Так, например, у Т. Элиота общество подразделялось на две части: духовная элита и непосвященная масса. Первая часть не относится ни к одному из классов, но постоянно пополняется [2]. Именно они двигают культурный прогресс.
Американский социолог Т. Парсонс считал, что культура (все духовные и материальные достижения человечества) – это общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем — социальной и культурной.
Следующая по влиятельности школа – символическая. Ее представители – это Э. Кассирера и К. Леви-Стросса.
В основу концепции культуры Э. Кассирера положена человеческая к массовой, систематической символизации, т.е. культура изучается с позиции семиотики. Истоки культуры – это способность человека творить некий искусственный окружающий нас мир, обозначая реальность конкретными символами. Любой цивилизованный человек не имеет дело напрямую с вещами, а вступает во взаимодействие с ними при помощи искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов [5].
Структурная антропология (структурализм) была создана К. Леви-Строссом. С ее точки зрения, культура рассматривается как совокупность знаковых систем, самая важная из которых – это язык.
В структуру культуры также включаются наука, искусство, мода, религия и т.д..
Культура представляет собой настолько сложный феномен, что рассматривать ее нужно с различных сторон, с различных позиций.
Исходя из данного тезиса, можно предположить, почему в современной культурологии выделились несколько базовых направлений в изучении культуры.
1) Философская культурология (И.Г. Гердер, В. Гегель, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, О. Шпенглер, Э. Кассирер, К. Ясперс). Данное направление ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она формулирует определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. Ее предмет – это рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выделяет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.
2) История культуры (А. Д. Тойнби, И. Хейзинга, Ф. Бродель). Основная задача – дать конкретное знание о той или иной культуре. Ее предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или историческая эпоха.
История культуры занимается характеристикой процессов исторической последовательности развития явлений культуры, в том числе преемственностью культурного развития различных эпох, стран, народов. Она теоретически восстанавливает логику формирования культуры, развивая некие типы и модели культурного развития, исследует культурный облик разных эпох.